ОГБОУ "Новоуколовская СОШ"
ул. Школьная, д. 1, с. Новоуколово, Красненский район, Белгородская область,
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.

    Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

    групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
    индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;
    домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой;

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Питание учащимся льготной категории.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Информация для родителей  по оказанию образовательных услуг детям 
    с ограниченными возможностями здоровья                                                                с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи)                                                                                                            в ОГБОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
            В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился, как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к обучению.                                                               
            Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций. Дети мало общаются между собой, все свободное время они проводят  в телефонах или компьютерах, общаются СМС сообщениями.                                                                                         
            Обучающиеся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) - дети с выраженными речевыми расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию или отсутствию сопутствующих нарушений. Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей.                                                                                                                
          Для детей с тяжелыми нарушениями речи в ОГБОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» были созданы специальные условия обучения, воспитания и развития. 
            Включение ребенка с речевыми нарушениями в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических и финансово-экономических условий. В обобщенном виде специальные образовательные условия, созданные в нашей школе для детей с ТНР, подразделяются на:
    1. Организационное обеспечение и программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.                                                                                                
    2. Психолого-педагогическое обеспечение.  (Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации).
    3. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
    4. Кадровое обеспечение.
            Для данной категории детей предусмотрен каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также оказывается необходимая социализация этой категории детей. Пакет специальных условий включения детей с ТНР в общеобразовательные учреждения общего типа:
    1. Организационное обеспечение и программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
           В соответствии с законодательно закрепленными нормами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, а также нормативно-правовое обеспечение  УО (локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.), организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение узкими специалистами по основному заболеванию), организация бесплатного питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации), организация психолого-педагогического сопровождения ребенка договор о взаимодействии с родителями (на основе договора -договор о предоставлении образования школой); взаимодействие с МСЭ (по необходимости), взаимодействия с ЦПМПК и ТПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ), организация взаимодействия с органами социальной защиты (может осуществляться по необходимости).
           К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, относятся:
    •    выявление  детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе  речевого развития;
    •    организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе;
    •     преемственность содержания и методов  дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и  преодоление отклонений речевого и личностного развития; 
    •     получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности  речевой патологии;
    •    непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;
    •    создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние  психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей  и коррекции  речевых нарушений; 
    •    осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
    •    возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;
    •    обеспечение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации дефекта, нормализации соматического здоровья;
    •    индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
    •    проведение постоянного мониторинга результативности обучения и сформированности жизненной компетенции обучающегося, уровня и динамики речевого развития;
    •    применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль над  речью; 
    •    возможность обучения на дому (дистанционно) при наличии медицинских показаний; 
    •    расширение образовательного пространства, увеличение социальных контактов с целью профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации; обучение применению  коммуникативных навыков. 
            В процесс обучения детей включаются специальные предметы коррекционно-лингвистического курса (входящие в состав специально разработанных программ), которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с ТНР. Используется гибкое варьирование двух компонентов — академической и жизненной компетенции путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий. Учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка с ТНР, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п., требует реализации индивидуального дифференцированного подхода к его обучению.
             Для детей с ТНР в нашей школе разработана Адаптированная основная общеобразовательная  программа  начального общего образования для  детей с тяжелыми нарушениями речи, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вариант 5.1 (АООП  НОО для  детей с ТНР, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 5.1), а также  рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (вариант 5.1.).    
            В сентябре 2021-2022 учебного года после получения заявлений от родителей о согласии на психолого-педагогическое сопровождение их детей,  согласия на проведение логопедической диагностики и психологических мониторингов обучающихся и после заключения договоров между образовательным учреждением и родителями обучающихся об их психолого-медико-педагогическом сопровождении учителем-логопедом, педагогом-психологом,  социальным педагогом были обследованы обучающиеся начальных классов. По результатам проведения логопедического, психологического и социального  обследования обучающихся 1-4 классов выявлено следующее:  10 детей,  с системным недоразвитием речи, нуждаются в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.  Три  ребенка из них уже получали логопедическую помощь в течение года. С логопедическим диагнозом - нарушение чтения и письма, они были оставлены для продолжения занятий на второй год обучения. Два ребенка, посещавших детский сад, прошли ТПМПК в мае  и уже к 1 сентября имели заключения территориальной психолого-медико-психологической комиссии (ТПМПК). Им были даны рекомендации  по созданию специальных условий обучения: обучение по АООП  НОО для  детей с ТНР, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 5.1; срок обучения 4 года. А также им рекомендованы занятия с учителем-логопедом по коррекции  и развитию всех компонентов речи.  Еще 5 человек из 1-2 классов были направлены на школьный ПМПк, где им было рекомендовано медицинское обследование в ЦРБ. На школьном ПМПк дети и их родители получили направление на  ТПМПК и ЦПМПК, с целью получения заключений о создании специальных условий обучения.  
             К 15 сентября 2021 года был составлен и утвержден директором список обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи,  10 детей  зачислены на логопедический пункт. По заявлениям родителей были организованы логопедические занятия в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, ТПМПК и  школьного ППк. Все родители  выразили согласие на обучение  их ребенка по АООП  НОО для  детей с ТНР, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 5.1. Были организованы 2 группы детей с ФФН речи, и 1 группа детей с нарушением чтения и письма, обусловленным ФФН, которые продолжили 2-й год коррекции устной и письменной речи. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе, которой выстраивается образовательная программа для данных детей с нарушением речи. Для  детей с ОВЗ была разработана специальная адаптированная образовательная программа при обучении, по которой используются специальные методы обучения и воспитания; специальные учебные пособия и дидактический материал; специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Для каждой группы детей составлены рабочие программы и тематические планирования. А также разработано тематическое планирование для индивидуальных занятий на каждого ребенка, индивидуальней маршрут речевого развития. Составлено расписание  групповых  и  индивидуальных  занятий  на  логопедическом  пункте  при ОГБОУ «Новоуколовская  средняя общеобразовательная школа»  на  2021- 2022 учебный  год.  С детьми проводятся групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие  занятия.                                                                     
          После получения заключений ЦПМПК и ТПМПК дети получили статус – дети с ОВЗ. Мерой поддержки данной категории детей в нашей школе является бесплатное питание в столовой – горячий обед.               
          В школе используется щадящий, здоровьесберегающих, комфортный режим обучения и нагрузок. В середине каждого урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки детей для  ослабления зрительного напряжения и активизации зрительной системы.                                                                 
           Образовательная организация предусматривает возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курсов, использования их коррекционно-развивающих возможностей в минимизации речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков обучающихся, а также вариативности: взаимозаменяемости/сокращения/увеличения академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов.
    2. Психолого-педагогическое обеспечение.  (Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации).
            Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
            Школьным логопедом совместно с педагогом-психологом проводится обследование и мониторинг детей 1 класса, важно раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития. В соответствии с выявленными нарушениями в раннем школьном или дошкольном возрасте обязательна систематическая коррекционно-логопедическая помощь. При этом осуществляется взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей.    
           С учетом речевых нарушений используются индивидуально ориентированные специфические приемы и методы логопедической коррекции: для детей с артикуляционными расстройствами - приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом — система развития фонематического восприятия, для детей с ФФН — формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода. При этом выбирается индивидуальный темп обучения; с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелых нарушений речи). Важна особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания с дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок.
            За счет расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, формирования навыков коллективной и индивидуальной и групповой работы и внеучебного взаимодействия осуществляются профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации.      
            Правильно  организованное  коррекционное  обучение  и    воспитание детей младшего школьного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального развития.
           При обучении детей с ТНР  учитываются следующие принципы: онтогенический, этиопатогенический (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
           В процессе обучения выявляется объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставляется с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. 
              При   выявлении  речевых  дефектов   анализируется взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи развитием  лексического запаса  и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной  речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохраненных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. 
           По результатам диагностики определяются формы и методы коррекционно-развивающей работы. Специалистами сопровождения был составлен и утвержден директором школы годовой план работы согласно,  которого они осуществляют сопровождение данных детей с ТНР в течение года. Учителем-логопедом проводится коррекционно-развивающая работа на индивидуальных и групповых занятиях. 
    Основными задачами логопедической работы являются:
    - осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;                     - предупреждение нарушений устной и письменной речи;                                  - развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;              - воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;                                                  - совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами школьника;                                              - пропаганда логопедических занятий среди педагогов, родителей                                (лиц их замещающих) и воспитанников;                                                                                           - возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе (классе) с получением специализированной помощи в развитии речи.
    Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи проводится по нескольким направлениям:                                                                        - всесторонняя коррекция речи (звукопроизносительной стороны, слоговой структуры, лексико-грамматической и др.);                                                                           -развитие неречевых процессов;                                                                                                  - формирование личности ребенка в целом. 
    Воспитание чистой и связной речи у детей – задача  большой общественной значимости и серьезность ее  должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.  На занятиях логопед осуществляет коррекцию устной и письменной речи учащихся.  
            Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.  Ребенок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, он может  понятно выражать свои  мысли и желания, задавать вопросы, жить в коллективе. И наоборот, неясная речь затрудняет  взаимоотношения с окружающими  и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо  развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка  к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность  малыша в своих силах, а это  будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи  ребенка надо как можно раньше.
    Проблемы речевой активности учащихся на уроках, их интереса к предметам уже давно стали весьма актуальными, так как качество знаний школьников резко ухудшается. Опыт педагогов показывает, что, опираясь на традиционные  методы обучения, необходимо использовать новейшие технологии обучения, которые  удовлетворяли бы  требованиям современного постоянно меняющегося общества, которые позволили бы ребенку поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников,  решать поставленные перед ним задачи. Они позволяют ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать  языковые явления, уметь их обосновывать, пробуждать у детей интерес к родному языку, учить слушать собственную речь и речь учителя,  исправлять дефекты собственной  речи.
    Таким образом, методика должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся к собственным активным действиям, направленным на процесс усвоения знаний,  исправления дефектов и развития связной речи. 
           С педагогом-психологом  проводится работа по формированию коммуникативных навыков, с социальным педагогом по развитию навыков социального функционирования, занятия (индивидуальные или подгрупповые) с учителями начальных классов по формированию необходимых учебных навыков.                                                                                                                            
           Важным направлением является психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением речи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу. Для этого организуются партнерские отношения с родителями, их максимальное привлечение к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу. Родители и учителя работают  в тесном сотрудничестве, помогают детям преодолеть недоразвитие речи.
    3. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения (архитектурная среда): общешкольное пространство; учебное пространство.
            В структуре материально-технического обеспечения процесса образования детей с ТНР отражена специфика требований к средствам комфортного доступа к образованию. В школе иметься логопедический кабинет и кабинет психолога. Логопедический кабинет оснащен видеопроекционным оборудованием, индивидуальными зеркалами, зеркалом размером 50см на 1м для индивидуальной работы лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи, речевыми тренажерами, а также имеются: песочные часы, секундомер, наглядные  материалы, игры и пособия, различные конструкторы (цепляющиеся шарики, объемный, фигурный, Лого), мягкие и обычные пазлы,  логопедическое лото, фрески, мозаика, радужный песок  для лепки и моделирования, волшебные мешочки с различными  наполнителями, тренажеры для тренировки мышц глаз - настольный лабиринт  с трубкой,  «Бесконечность», мягкими игрушками, перчаточными и пальчиковыми куклами, пособиями по шнуротерапии, аромотерапии (набор масел и устройство для их подогрева), песок для песочной терапии, различный природный материал, тактильные дорожки, мячи, пластилин, ручки, карандаши и краски.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    • входов (выходов) в здание - доступно полностью всем;
    • путей движения внутри объекта - доступно,  1 этаж для инвалидов, передвигающихся на кресло колясках
    • зоны предоставления услуг - доступно условно;
    • санитарно-гигиенического - помещения – доступно.
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie